Почему опускает листья, вянет цветок «женское счастье»? Как спасти поникший спатифиллум?


Зеленые фигурки

Цель

: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Оборудование

: семена кресс-салата, влажные бумажные салфетки, почва, алгоритм деятельности

Ход опыта

: Педагог предлагает письмо-загадку с использованием незаконченного алгоритма опыта с неизвестными семенами и предлагает выяснить, что вырастет. Проводят опыт по алгоритму: пропитывают водой несколько бумажных салфеток, положенных друг на друга; раскладывают их в формочки для печенья; засыпают туда семена, распределяя по всей поверхности; салфетки увлажняют каждый день. Часть семян помещают в горшок с землей и присыпают почвой. Наблюдают за ростом кресс-салата. Сравнивают растения и оформляют отгадку в виде модели зависимости растения от факторов внешней среды: свет, вода, тепло + почва. Делают вывод: в почве растения крепче, дольше живут.

Почему цветок «женское счастье» вянет?

Как правило, увядание спатифиллума связано с пятью основными причинами:

  • неправильный уход;
  • неудобная для правильного развития растения ёмкость;
  • неподходящий состав грунта;
  • серьёзные заболевания;
  • насекомые-вредители.

Определить по какой причине увядает любимый цветок можно по внешним признакам.

От чего опустил листья?

Чаще всего цветоводы сталкиваются с проблемой опущенных листьев, ещё вчера «женское счастье» гордо поднимало тёмно-зелёную листву вверх, а уже сегодня вся зелень упала и нежно обнимает горшок.

Такая неприятность может произойти с цветком по следующим причинам:

  • Пересушенный грунт. Проблема возникает в результате нерегулярных и не обильных поливов. Помимо острого недостатка влаги листья испытывают и нехватку полезных веществ, которые поступают к корневой системе вместе с жидкостью. В результате пластины теряют упругость, опускаются и желтеют. Определить чрезмерно высохшую почву можно по образовавшейся корке на поверхности.
  • Неподходящая жидкость для полива. При орошении цветка слишком холодной водой, его корневая система может испытать температурный шок. Не подходит и слишком жёсткая вода из-под крана, которая не отстоялась.
  • Чрезмерное орошение. Спатифиллум не любит засуху, но и обильный полив губителен для него. Если в поддоне застаивается жидкость, корневая система может подвергнуться гниению, а это в свою очередь вызовет не только увядание листвы, но и в конечном итоге приведёт к гибели растения.
  • Сквозняки. Спатифиллум, как и любое растение, любит тепло. Длительное нахождение на сквозняке или в холодном помещении при частых поливах способно привести к тому, что его листва быстро поникнет. Из-за длительного пребывания на холоде, корневая система цветка гибнет и не подлежит восстановлению.
  • Неправильная пересадка. Любое растение нуждается в плошке, идеально подходящей по размеру. Спатифиллум не исключение. Как только цветок достигает определённых габаритов, его необходимо пересаживать в подходящую ёмкость, где его корневая система будет развиваться правильно.
  • Неподходящий грунт. Слишком плотная и тяжёлая почва с повышенной кислотностью, а также нарушенный дренажный слой может стать причиной увядания листьев из-за недостатка жидкости, задерживающейся в почве и не поступающей к корням.
  • Заболевания и вредители. Поражение спатифиллума тлёй, трипсами, паутинными и мягкотелыми клещами, войлочниками, хлорозом или гоммозом приводит к деформации листовых пластин, их поникшему виду и изменению цвета.

Важно! Если увяданию подверглась только листва растения, в большинстве случаев его можно реанимировать.

Завяло все растение

Увядание листовых пластин – первый признак начинающихся заболеваний или проблем, связанных с неправильным уходом. Если причину вовремя не установить и не принять соответствующие меры, цветок сбросит листву, а увядание перейдёт на его ствол и корневище, а это, в свою очередь, вызовет гибель растения.

Чаще всего спатифиллум вянет полностью по причине загнивания корневой системы, произошедшего в результате поражения инфекционной гнилью или фитофторозом, а также вследствие нарушения правил полива. На состоянии корней также может сказаться неправильно выбранный грунт, который не будет пропускать к ним питательные вещества, необходимые для правильного роста и развития.

Почему цветы осенью вянут?

Цель

: установить зависимость роста растений от температуры, количества влаги.

Оборудование

: горшок с взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость.

Ход опыта

: Педагог предлагает обучающимся перед поливом измерять температуру воды (вода теплая), полить оставшийся от стебля пенек, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Дети наблюдают за вытеканием воды из стеклянной трубки. Охлаждают воду с помощью снега, измеряют температуру (стала холоднее), поливают, но вода в трубку не поступает. Выясняют, почему осенью цветы вянут, хотя воды много (корни не всасывают холодную воду).

Что потом?

Цель

: систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Оборудование

: семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

Ход опыта

: Педагог предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сбора плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения: семечко- росток – взрослое растение – цветок – плод.

Что есть в почве?

Цель

: установить зависимость факторов неживой природы от живой (плодородие почвы от гниения растений).

Оборудование

: комочек земли, металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, остатки сухих листочков, лупа, пинцет.

Ход опыта

: Детям предлагается рассмотреть лесную почву и почву с участка. Дети с помощью лупы определяют, где какая почва (в лесной много перегноя). Выясняют, на какой почве лучше растут растения, почему (в лесу растений больше, в почве больше питания для них). Педагог вместе с детьми сжигает лесную почву в металлической тарелочке, обращает внимание на запах при сгорании. Пробует сжечь сухой лист. Дети определяют, что делает почву богатой (в почве леса много перегнившей листвы). Обсуждают состав почвы города. Уточняют, как узнать, богатая ли она. Рассматривают ее с помощью лупы, сжигают на тарелочке. Дети придумывают символы разной почвы: богатой и бедной.

Что у нас под ногами?

Цель

: подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав.

Оборудование

: почва, лупа, спиртовка, металлическая тарелка, стекло, прозрачная емкость (стакан), ложка или палочка для размешивания.

Ход опыта

: Дети рассматривают почву, находят в ней остатки растений. Педагог нагревает почву в металлической тарелке над спиртовкой, держа над почвой стекло. Вместе с детьми выясняет, почему стекло запотело (в почве есть вода). Преподаватель продолжает нагревать почву, предлагает определить по запаху дыма, что находится в почве (питательные вещества: листья, части насекомых). Затем почва нагревается до исчезновения дыма. Выясняют, какого она цвета (светлая), что из нее исчезло (влага, органические вещества). Дети высыпают почву в стакан с водой, перемешивают. После оседания в воде частиц почвы, рассматривают осадок (песок, глина). Выясняют, почему в лесу на месте костров ничего не растет (выгорают все питательные вещества, почва становится бедной).

Почему и как комнатные растения вянут?

Вялый или угнетенный вид – симптом слишком общий и размытый, по нему сложно определить причину, приведшую к появлению проблем. Растения вянут, чахнут, теряют здоровый вид по-разному, очень часто угнетенное состояние протекает настолько индивидуально, что даже у одинаковых растений оно диагностируется с трудом и по-разному. Сложности в определении симптомов вызывают соответственные трудности и поиска средств улучшения состояния зеленого любимца.

Увядание как состояние растения не стоит путать с естественным процессом частичного сбрасывания, увядания и пожелтения листвы. Для многих комнатных растений избавление от старых листьев – часть природного цикла развития. К ним принадлежат листопадные кусты и деревья, растения с полным периодом покоя, такие как анредера, цикламен, клубневые бегонии, каладиум и пр. Частичное сбрасывание листьев – нормальный процесс для жасмина, фуксий и камелий, синнингий и колерии, их пожелтевшие вялые листья не указывают на общее угнетенное состояние растения. Как и вялые прицветные лепестки пуансеттии или естественный процесс отмирания нижних листьев по мере роста молодой зелени у пальм. Прежде чем искать проблемы и сложности, стоит изучить особенности растения и отделить природное увядание от общего угнетенного, вялого вида вследствие проблем с условиями, уходом, болезнями или вредителями.

Если вам кажется, что ваше растение вянет, стоит внимательно присмотреться и определить, как именно это происходит:

  1. Начальные симптомы проблем – вялые, слегка поникшие, потерявшие привычную упругость листья, замедлившийся рост и общие блеклый, несвежий вид. Их легко спутать с признаками нехватки влаги, но, как правило, об увядании речь идет только тогда, когда при достаточной влажности субстрата сохраняется угнетенное состояние. Первые симптомы не позволят выявить причину, приведшую к проблемам, но укажут, что к растению нужно внимательно присмотреться.
  2. Неспецифическое увядание. Оно возникает, если увядание усиливается, растение теряет декоративность, но при этом не проявляются другие симптомы в виде изменения окраса (побледнения, пожелтения или побурения) или очевидные признаки заражения заболеваниями, которые могли вызвать угнетенное состояние.
  3. Общее изменение окраса, легкое, едва заметное перекрашивание или побледнение зелени и побегов – вторичный симптом, свидетельствующий о серьезных проблемах и о том, что их вызвало. Меняющийся окрас связан с процессом разрушения хлорофилла и нарушением фотосинтеза, проблемами с обменом веществ. Меняющийся цвет зелени вместе с общим вялым видом напрямую указывает на проблемы. Есть три типа изменений окраса угнетенных и увядающих растений:
      побледнение листьев, начальный или легкий хлороз;
  4. пожелтение листьев;
  5. побурение надземных частей.

Определение симптомов – первый шаг к тому, чтобы диагностировать и решить проблему. Для вялых на вид комнатных растений нужно проанализировать все факторы ухода и сравнить их с предпочтениями растения, чтобы сразу же найти главные причины, которые могли вызвать процесс увядания. Но иногда простого анализа условий или режима полива с подкормками недостаточно.

Угнетенный вид у комнатных растений могут спровоцировать:

  1. Неправильный полив
  2. Недостаточные подкормки
  3. Неблагоприятный микроклимат в помещении
  4. Заражение вредителями
  5. Распространение грибковых и вирусных заболеваний

Простая коррекция ухода и условий чаще всего позволяет справиться с первичными симптомами и не допустить дальнейшего ухудшения состояния комнатного любимца. Но если речь идет о неспецифическом увядании или изменяющемся окрасе, тогда налаживанием только ухода не обойтись. Это лишь первый шаг к определению и устранению проблемы.

Побледнение листьев и увядание комнатного растения. © rickrack54

Где дольше?

Цель

: выяснить причину сохранения влаги в почве.

Оборудование

: горшки с растениями.

Ход опыта

: Педагог предлагает полить почву в двух одинаковых по размеру горшках равным количеством воды, поставить один горшок на солнце, другой — в тень. Дети объясняют, почему в одном горшке почва сухая, в другом — влажная (на солнце вода испарилась, а в тени — нет). Педагог предлагает детям решить задачу: над лугом и лесом прошел дождь; где земля дольше останется влажной и почему (в лесу земля останется влажной дольше, чем на лугу, так как там больше тени, меньше солнца.

Хватает ли света?

Цель

: выявить причину того, что в воде мало растений.

Оборудование

: фонарик, прозрачная емкость с водой.

Ход опыта

: Педагог обращает внимание детей на комнатные растения, расположенные около окна. Выясняет, где растения растут лучше — около окна или вдали от него, почему (те растения, что ближе к окну, — им больше достается света). Дети рассматривают растения в аквариуме (пруде), определяют, будут ли расти на большой глубине водоемов растения (нет, свет через воду проходит плохо). Для доказательства просвечивают фонариком воду, уточняют, где растениям лучше (ближе к поверхности воды).

Почему гибнут цветы в квартире и что с этим делать

Иногда даже у опытных хозяек начинают гибнуть домашние растения. Особенно обидно, если цветы растят с любовью, но они все равно начинают подгнивать или сохнуть. Причина проблемы может быть как в неправильном уходе, так и в негативной энергетике комнаты.

Текст: Ольга Несмелова · 19 апреля 2020

Топ-5 типичных ошибок

1. Чрезмерный или недостаточный полив

В первом случае цветок загнивает. Обратите внимание, гниение в этом случае всегда начинается от корня. Во втором случае цветок просто-напросто высыхает.

2. Недостаток света

Есть растения, которые отлично чувствуют себя в темноте, но есть и такие, которые могут погибнуть от недостатка света. Если у вас нет возможности поставить горшок ближе к окну, вам помогут белые стены, зеркала или обычные электрические лампы.

Избыток прямых солнечных лучей может также навредить цветку. Под палящим солнцем у многих цветов появляются настоящие ожоги.

3. Неподходящий микроклимат

Каждый вид растений выдвигает свои требования к температуре в комнате. Прежде чем покупать тот или иной цветок в горшке, обязательно ознакомьтесь с его предпочтениями в этой области.

4. Режим влажности

Цветы нужно не только поливать, но и орошать из распылителя, поскольку сухой воздух – еще один их враг.

5. Болезни и вредители

Нельзя сбрасывать со счетов различные заболевания и вредителей. Растение не способно избавиться от этих проблем самостоятельно, ему обязательно нужно помочь.

Если вы понимаете, что исправить все ошибки у вас не получится, так как нет времени, сил или желания, лучше просто отдайте цветы в горшках тем, кому они нужны. Возможно, своим видом цветы пытаются вас попросить именно об этом.

Погода в доме

Довольно распространено в народе мнение, что цветы в комнате гибнут из-за плохой атмосферы. Чаще всего это случается, если в доме живет пессимист, который постоянно жалуется на жизнь и ноет. Не добавляют солнца атмосфере и домашние ссоры, ругань и крики. Цветы впитывают в себя негативные человеческие эмоции и погибают.

Еще причина — цветы принимают на себя удар, если вам или вашему дому кто-то пожелал плохого. Растение скуксилось, зачахло — значит, выполнило свое предназначение, защитило владельца, но ценой собственной жизни. Поэтому цветок советуют поблагодарить и закопать в землю.

Есть и еще одна версия: говорят, что нельзя дарить человеку цветок в горшке или отросток. Лучше всего растут те цветы и саженцы, которые вроде как забрали без ведома владельца, но оставили при этом денежку материнскому растению. Тогда оно не обидится, и «детка» будет расти хорошо.

Верующим людям советуют почитать молитву, чтобы очистить энергетику помещения и вернуть цветы к жизни.

Также постарайтесь завести несколько очень крупных растений. Они впитают в себя весь негатив, но сами от этого не пострадают.

Если вы понимаете, что цветы гибнут из-за недостатка опыта, заведите для начала несколько самых неприхотливых растений, например каланхое, хойю или толстянку. Эти растения прекрасно себя чувствуют даже при минимальном уходе. Со временем, когда вы научитесь управляться с этими простыми цветами, сможете завести что-то более капризное и изысканное.

Где растения быстрее получат воду?

Цель

: выявить способность разных почв пропускать воду.

Оборудование

: воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, почва из леса и с тропинки.

Ход опыта

: Дети рассматривают почвы: определяют, где лесная, а где — городская. Рассматривают алгоритм опыта, обсуждают последовательность работы: на дно воронки кладут вату, затем исследуемую почву, ставят воронку на емкость. Отмеряют одинаковое количество воды для той и другой почвы. По стеклянной палочке в центр воронки медленно вливают воду до появления воды в емкости. Сравнивают количество жидкости. Через лесную почву вода проходит быстрее, лучше впитывается.

Вывод

: растения быстрее «напьются» в лесу, чем в городе.

Заболевания, как причина увядания

После исключения всех возможных факторов риска следует проверить последнюю причину, почему могут увядать томаты.

Данная культура также, как все представители семейства, подвержена воздействию бактерий, вирусов и патогенного грибка. Специфические симптомы поражения куста помогут своевременно выявить возбудителя и начать лечение:

  1. Бактериальное поражение томатов можно узнать по появлению бурых пятен на листве, резкому увяданию всего куста. Возможно изменение окраски стебля на коричневый цвет. Спасти подобный куст уже невозможно, поэтому его удаляют с плантации. Соседние насаждения обрабатывают антибактериальными составами в строгом соответствии с приложенной инструкцией.
  2. Вирус табачной мозаики – одна из наиболее известных причин внезапной гибели растения. При поражении растение останавливается в росте, листья теряют свой насыщенный цвет и желтеют. Куст не просто увядает, он меняет свою форму. Листья на верхушке становятся кучерявыми, быстро увядают. Лечения для подобного заболевания не существует, пораженные кусты уничтожают.
  3. Фитофтороз. Заболевание, которое каждый год уничтожает целые плантации насаждений томатов. Причиной становится заражение куста патогенным грибком на фоне снижения иммунитета. Иммунитет страдает чаще всего при неправильном поливе, резких перепадах температуры, застое воздуха (например, в теплице). Растение быстро увядает, останавливая свой рост. Затем на стеблях, листьях и плодах появляются черные пятна. Грибок отличается способностью быстро поражать соседние кусты, устойчив к ряду противогрибковых препаратов. Лечение заключается в полном удалении растений с признаками повреждения.

Причиной быстрого увядания куста могут стать и другие грибки (например, черная ножка). В таких случаях растение прекращает рост и цветение, а на стеблях появляются темные пятна.

Вода — это хорошо или плохо?

Цель

: выделить из многообразия растений водоросли.

Оборудование

: аквариум, элодея, ряска, лист комнатного растения.

Ход опыта

: Обучающиеся рассматривают водоросли, выделяя их особенности и разновидности (растут полностью в воде, на поверхности воды, в толще воды и на суше). Дети пробуют изменить среду обитания растения: лист бегонии опускают на воду, элодею поднимают на поверхность, ряску опускают в воду. Наблюдают, что происходит (элодея сохнет, бегония загнивает, ряска сворачивает лист). Объясняют особенности растений разной среды произрастания.

Бережливые растения

Цель

: Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне.

Оборудование

: Растения: фикус, сансевьера, фиалка, диффенбахия, лупа, целлофановые пакетики.

Ход опыта

: Педагог предлагает детям доказать, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Дети самостоятельно выбирают растения, которые, по их мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу. Затем выполняют опыт: надевают на лист целлофановый пакет, наблюдают за появлением влаги внутри него, сравнивают поведение растений. Доказывают, что листья этих растений испаряют мало влаги.

Почему меньше?

Цель

: Установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.

Оборудование

: стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса.

Ход опыта

: Педагог предлагает детям выяснить, какие из растений смогут жить в джунглях, лесной зоне, саванне. Дети предполагают, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в лесу — обычные растения; в саванне — растения, накапливающие влагу. Дети согласно алгоритму выполняют опыт: наливают одинаковое количество воды в колбы, помещают туда растения, отмечают уровень воды; через один-два дня отмечают изменение уровня воды. Дети делают вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют влаги — они могут расти в джунглях, где много воды в почве, высокая влажность и жарко. [4. С 3.]

Общеизвестно большое учебно-воспитательное значение эксперимента в обучении естественным наукам. Особенно велика роль его в преподавании биологии в 6 классе. Она определяется содержанием предмета (значительное место в нем занимает физиологический материал), изначальным местом его в курсе биологии средней школы, возрастными психологическими особенностями детей (преобладание образного, конкретного мышления над абстрактным, неразвитость ряда познавательных умений), дидактическими возможностями биологического эксперимента.

Известна роль эксперимента в образовании убеждений, формировании и развитии биологических понятий и материалистического мировоззрения, в развитии познавательных способностей детей, в возникновении и сохранении исследовательского интереса учащихся к биологии. Все это особенно важно для курса биологии 6 класса, в котором учащиеся впервые приступают к систематическому изучению биологии, где закладываются основы материалистического понимания явлений жизни и приобретаются познавательные изначальные и практические умения, необходимые для учебной и производственно-опытнической работы в более старших классах.

Очень важной особенностью учебных опытов в 6 классе является то, что на них у учащихся впервые образуются представления о биологическом эксперименте, формируется ряд специальных и общепознавательных понятий: эксперимент, опыт, контроль, вариант опыта, цель опыта, сравнение, анализ в эксперименте, результат опыта, вывод из опыта и др. Следовательно, готовя демонстрацию опыта, надо планировать и работу с учащимися над данными понятиями — по формированию и развитию их.

Особенностью биологических опытов в 6 классе является то, что с их помощью изучаются сложные процессы жизнедеятельности растения, для понимания которых у учащихся еще нет или недостаточно знаний по физике, химии и некоторых других, составляющих практический опыт человека. Поэтому биологический эксперимент в 6 классе ограничивается изучением внешней стороны явлений (обнаружение явления, выяснение необходимых для него условий, установление зависимости явления от изменения внешних условий), без выяснения существа и механизма процессов.

1. Бинас А.В. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990.

2. Большой энциклопедический словарь. – М.: 1985.

3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1983.

4. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии. М.2007.

Почему растения увядают?

Вы уходите на работу по утрам, и ваше растение выглядит совершенно счастливым, но к тому времени, когда вы придете домой, оно будет выглядеть поникшим и печальным. Так почему растения увядают? Обычно потому, что их мучает жажда!

Многие растения полагаются только на давление воды в своих клетках, чтобы держатся в вертикальном положении. Однако растения постоянно теряют воду через небольшие отверстия в листьях (называемые устьицами ) в процессе, известном как транспирация . Хотя транспирация жизненно важна для фотосинтеза и помогает транспортировать питательные вещества от корней к остальным частям растения, основное количество воды, поглощенной корнями , теряется в этом процессе. В жаркий, сухой день (или после нескольких дней без дождя или полива) транспирация приводит к тому, что больше воды теряется, чем поступает. Обезвоженные коллапсирующие клетки в листьях и стебле больше не могут поддерживать свою форму, и растение начинает увядать. Интересно, что механизм увядания также служит для уменьшения потери воды, поскольку опущенные листья выставляют меньше площади поверхности солнечным лучам и из-за этого меньше влаги испаряется. Большинство растений быстро восстанавливаются при поступлении воды, хотя длительное обезвоживание может привести к летальному исходу или вызвать гибель листьев.

Существует также ряд заболеваний растений, известных как « увядание », которые заставляют растения увядать и обесцвечиваться. Эти инфекции могут быть вызваны вирусами , бактериями или грибами , и многие из этих заболеваний убьют растение, если его не лечить. Если увядшее растение не восстанавливается после приема воды и, как правило, выглядит нездоровым, может быть виноват один из этих факторов. Многие важные продовольственные культуры восприимчивы к болезням увядания, но современные заводчики разработали устойчивые штаммы и разновидности для ряда этих растений.

Наконец, некоторые растения, особенно бобовые , увядают ночью — явление, известное как nyctinasty. Листья многих из этих видов снабжены совместными ростками, называемыми пульвини, которые позволяют листьям или листочкам увядать в ответ на темноту и температуру. Давление тургора в пульвине в значительной степени регулируется химическим фоторецептором, который заставляет воду перемещаться из суставов по ночам и наполняет их в течение дня. Цель этой необычной адаптации неясна, хотя генетические исследования показывают, что она может способствовать росту.

Расслабься и не дай змейке разюиться ?

Для управления используй стрелки на клавиатуре ⌨

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: